Предприниматель, общественный деятель, «добрый радетель древлеправославной русской культуры». Многим известен его сказочный особняк в стиле модерн в Москве на Малой Никитской, построенный великим Ф.О. Шехтелем. А автомобильный завод, в основании которого он участвовал, был известен не только в нашей стране. В Третьяковской галерее находятся иконы из его коллекции.
Речь идет о Степане Павловиче Рябушинском (1874-1942), одном из восьми знаменитых братьев. Сегодня 150 лет со дня его рождения - он родился 5 (17) июня 1874 года в Москве в семье Павла Михайловича и Александры Степановны Рябушинских.
Степан Павлович был пайщиком «Торгово-промышленного товарищества П.М. Рябушинского с Сыновьями». Характерной особенностью семьи Рябушинских, как отмечал П.А. Бурышкин, знаток Москвы купеческой и автор одноименных воспоминаний, была «внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских и торговых, но и в общественных каждому было отведено место по установленному рангу…». Степан Павлович заведовал торговой частью фирмы, входил в правление Товарищества Окуловской писчебумажной фабрики, которую в 1906 году купили братья Рябушинские.
В 1902 году братья Рябушинские основали Банкирский дом, в 1912 году на его основе - Московский банк. Степан Павлович входил в Совет Московского банка. А в 1916 г. вместе с братом Сергеем и инженером А.И. Кузнецовым он стал учредителем Товарищества Московского автомобильного завода (АМО), который должен был изготавливать автомобили, моторы, аэропланы и др. (в советское время – знаменитый ЗИЛ). За три летних месяца 1916 г. строительство почти всех заводских зданий было закончено, но, к сожалению, выпуску автомобилей помешали события 1917 года.
Как у многих староверов, в доме Рябушинских в Малом Харитоньевском переулке была устроена моленная. Степан Павлович вспоминал, что с малых лет посещал моленную и слушал рассуждения старообрядческих священников и начетчиков о древних иконах – все это оказало на него глубокое влияние. Впоследствии Степан Павлович стал известен как собиратель, знаток и исследователь древних икон. Его собрание считалось одним из лучших в стране. В своем особняке на Малой Никитской он организовал реставрационную мастерскую, где производилась расчистка икон - Степан Павлович стал одним из пионеров научного исследования иконы, написал ряд научных трудов. За свои заслуги он был избран почетным членом Московского археологического института.
В 1913 г. Степан Павлович инициировал проведение в Москве выставки древнерусского искусства, устроенной к 300-летию Дома Романовых. Журнал «Русская икона» в 1914 году писал, что С.П. Рябушинский организует музей иконы. Для музея был уже подготовлен особняк на Петербургском шоссе, но планам не суждено было осуществиться.
С.П. Рябушинский также был видным старообрядческим деятелем – возглавлял комиссию по охране древностей храмов Рогожского кладбища, состоял председателем Остоженской старообрядческой общины, сыграл большую роль в организации на Рогожском кладбище старообрядческого института. Передал иконы храмам Рогожского кладбища, в том числе знаменитую икону Божией Матери Одигитрии Смоленской, пожертвовал значительные средства и иконы из своего собрания Покровско-Успенской церкви в Малом Гавриковом переулке.
В эмиграции, в Париже, в 1925 году по инициативе Владимира и Степана Павловичей Рябушинских, а также группы русских художников было основано общество «Икона». Владимир Павлович, который состоял председателем общества в течение 30 лет, до своей кончины в 1955 г., написал работу «Старообрядчество и русское религиозное чувство» и посвятил ее брату Степану – «доброму радетелю древлеправославной русской культуры».
В настоящее время иконы из собрания Степана Павловича Рябушинского находятся в Государственной Третьяковской галерее (57 икон) и в других музеях России. А одна из улиц на месте снесенного ЗИЛа носит имя его основателей – братьев Рябушинских.
Исп.: Ю.А. Петров. Династия Рябушинских. Торговое и промышленное дело Рябушинских, 1913г.
Сегодня 150 лет со дня рождения С.П. Рябушинского
17 июня 2024
Подписка на новости и мероприятия Музея
Подписаться