15 октября (3 октября по ст.ст.) 1841 года, 180 лет назад, родился Савва Иванович Мамонтов, Предприниматель и Художник. Певец, артист, скульптор, режиссер, драматург, создатель новой оперы, «открыватель талантов». Созидатель.
И так было и в мире искусства, где вокруг него сплотилось много талантливых художников, скульпторов, артистов, и в деловом мире.
Начинал с торговли в Баку и Персии, куда отец, Иван Федорович, отправил его в воспитательных целях, как представителя Закаспийского товарищества, чтобы приучить к предпринимательской деятельности и отвратить от пустых столичных удовольствий: «музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе». Было ему всего 21 – справился.
Заведовал московской конторой товарищества, в Милане занимался торговлей итальянским шелком, ездил по шелковым производствам и кроме того усиленно занимался развитием голоса, организовал небольшую торговлю шелком в Москве. После смерти отца, в 1872 году по рекомендации Федора Васильевича Чижова, которого он называл великим учителем, стал директором Общества Московско-Ярославской железной дороги. А после смерти Ф.В. Чижова возглавил железную дорогу, продлил ее до Вологды, а затем до Архангельска. Построил Донецкую железную дорогу, связавшую Донбасс с Мариупольским портом.
Портрет Саввы Мамонтова (Илья Репин, 1880 г.)
Предпринимательскую деятельность он успешно сочетал с искусством. К.С. Алексеев (Станиславский) вспоминал, что С.И. Мамонтов в одно и то же время руководил постановкой домашнего спектакля, писал пьесу, «шутил с молодежью, диктовал деловые бумаги и телеграммы по своим сложным железнодорожным делам, которых он был инициатор и руководитель».
Но и «всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство», - писал Станиславский. «И в Мурманске, и в Архангельске, и в оживлении Севера было много жажды красивого, и в его философии и религии сквозило искусство». И даже «в важном, таком страшном, толстом портфеле пряталось искусство»!
В столовой в доме на Садовой-Спасской
Строит Донецкую железную дорогу – и заказывает В.М. Васнецову картины для Правления, всем нам известные с детства «Битву русских со скифами» - как олицетворение прошлого донецкого края, «Три царевны подземного царства» - как символ богатства донецких недр и «Ковер-самолет» - образ новой дороги, новых скоростей. Но члены Правления не одобрили – «Битва со скифами» и «Ковер-самолет» разместились в столовой С.И. Мамонтова в доме на Садовой-Спасской.
Павильон "Крайний Север". 1896г.
Строит дорогу до Архангельска – и направляет на Север В.Серова и К. Коровина. К. Коровин оформляет павильон «Крайний Север» на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, его картины украшают Ярославский вокзал. А здания вдоль дороги - вокзалы, водонапорные башни, дома для служащих, казармы и т.д. строятся по проекту архитектора Льва Кекушева.
К.А. Коровин. Ловля рыбы на Мурманском море. ГТГ
В 90-е годы XIX века Савва Иванович выходит за рамки железнодорожных дел: становится совладельцем Невского завода в Санкт-Петербурге, Николаевского металлургического завода в Иркутской губернии, преобразованного в общество Восточно-Сибирских железоделательных и механических заводов. В этих двух компаниях он стал Председателем правления. Учреждает вместе с К.Д. Арцыбушевым и А.В. Бари Мытищинский машиностроительный завод для производства вагонов. В 1898 году основывает Северное домостроительное общество - в Москве должны были быть построены виллы – особняки, а на Театральной площади – гостиница «Метрополь», где бы располагалась и Частная опера Мамонтова.
Абрамцево. 1893г.
Но планам не суждено было сбыться. Сентябрь 1899 г. – арест. Таганская тюрьма, суд, практически полное разорение. Сильнейший человек - он все это выдержал. Суд, как вспоминал К.С. Станиславский, стал его «бенефисом» - «материального довольства он не вернул, но любовь и уважение к себе он удесятерил».
Осталась московское «Абрамцево». И уже в 1902 году москвичи увидели знаменитую «Принцессу Грезу» М.Врубеля и композиции А.Головина на фасадах «Метрополя», а в 1903 году – яркий керамический фриз на фасаде Третьяковской галереи. Взметнулись картины над городом. «Надо приучать глаз народа к красивому на вокзалах, в храмах, на улицах», - так считал С.И. Мамонтов.

Савва Иванович любил жизнь: «Пока я дышу, вижу свет, могу воспринимать хотя бы воображаемые радости, чувствовать добро, бороться со злом, я не хочу думать о покое. Итак, вперед и вперед!»

О том, сколько сделал Савва Иванович Мамонтов, написано много. Хочется привести слова В.М. Васнецова, сказанные в 1918 году на вечере, посвященном памяти Саввы Ивановича Мамонтова: «Мы все, любящие искусство и радость красоты, пока живы, никогда его не забудем, и те, кто после нас будет жить, пусть никогда не забывают Саввы Ивановича! Мир ему, вечная, бессмертная слава и память!»
Честь и слава Савве Ивановичу Мамонтову!