«Приезд Архипа Ивановича являлся настоящим праздником для дачников. В честь него устраивали вечера, прогулки и разные забавы. Один раз разыграли на озере морское сражение. Собрали целую флотилию лодок, провели гонки, разные состязания и закончили баталией с захватом не абордаж и опрокидыванием лодок», - вспоминал художник Я.Д. Минченков о приезде А.И. Куинджи на Академическую дачу. На Академической даче часто бывал и Илья Ефимович Репин, поэтому даче присвоили его имя и установили Илье Ефимовичу памятник.

А Академическую дачу под Вышним Волочком – Владимиро-Мариинский приют для художников - основал Василий Александрович Кокорев – знаменитый предприниматель, коллекционер, общественный деятель, публицист, меценат, благотворитель. Современники называли его «русским чудом», «величайшим гением земли русской». Он стремился всегда быть впереди. Первый коммерческий банк в Москве – Московский купеческий, основанный в 1866 году, первый в Москве гостиничный комплекс – Кокоревское подворье, предшественник современных бизнес-центров, первые железные дороги, первые пароходства, первое страховое общество с выдачей варрантов и многое другое. И самое главное дело, где он был первым, дело его жизни – нефть!

Василий Александрович собирал картины, в основном русских художников, и в 1862 году открыл в Москве первую картинную галерею. В коллекции В.А. Кокорева было, по разным оценкам, 35 скульптур и более 500 картин, в том числе картины К.Брюллова, И.Айвазовского, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, О.А. Кипренского, А.А. Иванова, В.А. Тропинина, Ф. Алексеева и других. Когда возникли финансовые затруднения, Василий Александрович реализовал часть своих активов. Почти всю коллекцию картин русских художников купил будущий Александр III, поэтому картинами из коллекции В.А. Кокорева можно полюбоваться сейчас в Русском музее. Одна из самых известных картин из его коллекции – «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини» кисти Карла Брюллова
Василий Александрович постоянно поддерживал художников. И не зря, наверное, его усадьба в Санкт-Петербурге находилась на Английской набережной, прямо напротив здания Академии Художеств.
Идея создать приют для бедных учеников Академии возникла еще в 60-е годы XIX века. Василий Александрович писал в своей знаменитой книге «Экономические провалы», что «для учащейся, недостаточной и малосильной от природы молодежи должно быть устроено летнее житье в деревенском воздухе». Около Мстинского озера Василию Александровичу принадлежало имение Александровское. В 1883 году у Кокорева гостил конференц-секретарь Академии Художеств Петр Федорович Исеев. «Громадное озеро…Мста, вытекающая тут в живописных берегах из озера, - все это вместе, озаренное солнцем, при невозмутимой тишине в воздухе не могло не произвести глубокого впечатления, казалось, что тут дышится легче, чувствуется более сил и бодрости». Тогда, видимо, и возникла идея создать приют для художников именно здесь.

В.А. Кокорев на свои средства отремонтировал старые здания, построил новые, нанял смотрителя. Академическая дача была торжественно открыта в 1884 году, 22 июля по старому, 3 августа - по новому стилю. А в честь посещения приюта великим князем Владимиром Александровичем, Президентом Академии Художеств, с женой Марией Павловной, приют был назван Владимиро-Мариинским.
В первый год в приюте находилось 10 учеников, и то всего месяц. К 1887 году в приюте летом набирались сил и работали более 30 учеников. И результаты не заставили себя ждать. «Из 30 академистов и 2 воспитанников Московского училища живописи, зодчества и ваяния, в течение трех лет никто не был болен, и все эти лица, вступая в конце мая в приют с увядшим цветом лица, оставляли его к 1 сентября с выражением оживления и здоровья. Общая сложность веса увеличивалась ежегодно до 11,5 фунтов, а в отдельных личностях это увеличение доходило до 19 фунтов», - писал В.А. Кокорев в «Экономических провалах».

Василий Александрович все годы до своей смерти в 1889 году был попечителем Академической дачи, постоянно ее благоустраивал, вникал во все детали творчества и быта учеников. А все средства, полученные от издания «Экономических провалов» в шести томах «Русского архива» в 1887 году, Кокорев завещал Владимиро-Мариинскому приюту. Был образован капитал, проценты с которого предназначались для выдачи двух-трех премий ежегодно, по окончании летнего сезона, за лучшие работы, исполненные во Владимиро-Мариинском приюте.

В 30-е годы XX века на Академической даче отдыхали пионеры, вновь она возродилась в 1948 году. И до сих пор Академическая дача, «Русский Барбизон», как ее называли, является любимым местом отдыха и творчества современных художников. И уезжают художники, как прежде академисты, «с выражением оживления и здоровья» на лице.

В 2017 году, в год 200-летия со дня рождения Василия Александровича Кокорева, на доме-восьмиграннике была установлена памятная доска основателю приюта.
Академическую дачу специально сфотографировала для нашего Музея Татьяна Вязова, московский экскурсовод, большой друг Музея. Татьяна Вязова благодарим за фотографии!
Друзья, путешествуя по России, присылайте ваши фотографии и заметки о предпринимателях, меценатах и благотворителях на электронную почту нашего Музея: info@muzeydela.ru. Мы с удовольствием поделимся ими на ресурсах нашего Музея.