Первая продукция завода: ядра к пушке «Единорог» (1801 г.)
3 (15) апреля 1801 года на новом заводе было отлито первое пушечное ядро. В январе 1868 года убыточное предприятие приобрел Николай Иванович Путилов. С этого времени началась новая история завода, который стали называть Путиловским.
Н.И. Путилов происходил из семьи мелкопоместных дворян. Служа в Морском министерстве в годы Крымской войны, в кратчайшие сроки организовал производство паровых машин и котлов для канонерских лодок, корветов и клиперов, необходимых для защиты Санкт-Петербурга.
После увольнения со службы в 1857 г. создал в Финляндии три металлургических предприятия, использующих озерную руду. Совместно с инженером П.М. Обуховым в 1863 г. основал сталелитейный завод (ныне — ОАО «ФГУП Обуховский завод»). В 1876 г. начал строительство Санкт-Петербургского морского канала, которое было завершено в 1885 г.
15 июня 1867 г. Н.И. Путилов заключил договор с Департаментом Железных дорог на устройство в течение 7 лет завода по выделке рельсов для правительственных железных дорог. В декабре 1867 г. ударили сильнейшие морозы — на Николаевской железной дороге полопались рельсы, закупленные в Англии, возникла опасность остановки движения. 2 января 1868 г. Н.И. Путилов получил от правительства заказ на 5 тысяч пудов рельсов ежесуточно с началом поставки через 18 дней после принятия заказа. Он смог привлечь, обучить работников и наладить производство, и 20 января 1868 г. начался выпуск рельсов.
Образцы рельсов, изготовленные на Путиловском заводе
Наружный вид башенной мастерской завода
В 1870 г. по случаю прокатки 4-х млн пудов рельсов представители Царскосельской железной дороги преподнесли Н.И. Путилову золотой жетон для проезда по дороге со словами: «Первая русская железная дорога — первому русскому рельсовому заводчику».
В 1872 г. Н.И. Путилов основал «Общество Путиловских заводов», в которое вошли три завода в Финляндии и два в Санкт-Петербурге. В начале XX в. Общество стало одним из лидеров России и Европы в паровозостроении, производстве артиллерийского вооружения и судостроении. В 1912 г. Общество выпускало продукции на 12,8 млн руб. при численности рабочих 7126 человек.
Николай II в башенной мастерской завода (1915 г.)
С 1922 г. завод стал называться «Красный путиловец», а в 1934 г. — Кировский, в память о С.М. Кирове.
«Красный путиловец»
В 20-30-е гг. завод выпускал сталь, металлопрокат, паровозы, вагоны. В годы Великой Отечественной войны большая часть оборудования и около 15 000 кировцев с семьями были эвакуированы на Урал. С конца 1939 г. по май 1945 г. завод произвел более 18 000 тяжелых танков и САУ (около 20% от общего количества).
Производство САУ на Челябинском Кировском заводе
Первый трактор «Кировец» выходит из ворот завода
В 2020 г. в честь 200-летия Н.И. Путилова открыт памятник у проходной Кировского завода.