Историческая фотография. 25 декабря 2014 года.
Накануне нового, 2015 года, в нашем Музее произошло важное событие.
25 декабря состоялось торжественное представление портрета Павла Михайловича Третьякова, написанного художником Ливием Щипачёвым. Портрет передан в Музей дочерью и вдовой художника.
Мария Щипачёва о своём отце: «Ливий Степанович Щипачев - художник-живописец, член Союза художников. Персональные выставки: 1984 год, 1996 год, 2002 год (посмертно).
Родился в 1926 году в Москве, в семье преподавателя Московской артиллерийской школы, в будущем – поэта Степана Петровича Щипачева.
В 1939 году Ливий поступил в Московскую среднюю художественную школу, а в 1940 году его пригласила московская киностудия «Союздетфильм» на главную роль снимавшегося тогда фильма «Тимур и его команда» по одноименной повести Аркадия Гайдара. Фильм имел огромный успех, и в 1941 году после начала Великой Отечественной войны было принято решение снять продолжение фильма - «Клятва Тимура», режиссером которого стал Лев Владимирович Кулешов, один из основателей советского кинематографа. Вторым режиссером на съемках картины работала супруга Льва Владимировича – актриса Александра Сергеевна Хохлова (в девичестве Боткина), внучка Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи. Мы знаем ее по портретам «Дети Боткины» В.Серова, «Лисичка» Ф.Малявина, «Портрет Александры Хохловой» А.Лентулова. Знакомство с Кулешовым и Хохловой, совместная работа на съемках фильма в непростые военные годы - в Ульяновске, затем в Уфе и Сталинабаде (ныне Душанбе) переросли в большую дружбу, которая продолжалась всю жизнь.
В 1947 году Ливий поступает в Московский художественный институт имени Сурикова, который заканчивает в 1953 году. Примерно в это же время он пишет два портрета матери Александры Сергеевны – Александры Павловны Третьяковой-Боткиной. Позже их купит Третьяковская галерея.
Образ Павла Михайловича Третьякова всегда очень привлекал художника: он искренне восхищался этим человеком – купцом-бессребренником, владельцем фабрик, посвятившим свою жизнь и заработанный капитал созданию национальной галереи русского искусства, поддержке художников, просвещению народа. В 1990-х годах родилась идея картины, на которой великий Коллекционер предстает на фоне русского пейзажа и дымящих вдалеке фабричных труб, со своим детищем – Художественной галереей, которую он приносит в дар родному городу, родной стране, всем ее людям. Автор не стремился к абсолютному портретному сходству – образ Павла Михайловича напоминает изображение святых на иконах, а здание галереи в его руках – воздвигнутый храм. Картина была закончена в 1998 г. и получила название «П.М.Третьяков. Городу Москве».