«Как-то мой муж ехал на извозчике по Мясницкой. Впереди он обратил внимание на кого-то едущего на плохой лошадке, в стареньких санках с порыжелой полостью, вид кучера какой-то неказистый, а седока совсем не было видно за большим поднятым воротником шубы. Однако все встречные на хороших извозчиках и на хороших рысаках, с блестящей сбруей и толстыми, нарядными кучерами, только увидя встречную скромную фигуру, усиленно кланялись. Мужа это заинтересовало – кто же это, заслуживающий такого почета. Он попросил извозчика, если можно, обогнать впереди едущего, на что тот сейчас же согласился, сказав: "Эту-то клячу", – приподнялся, нахлестал свою лошадь, и, когда обогнали, муж оглянулся и с восхищением увидел Павла Михайловича. Когда же я спросила мужа, что он тут сделал, он ответил, что даже обеими руками шапку снял и как можно низко поклонился Павлу Михайловичу. Тут виден был громадный почет и уважение всей Москвы к этому великому человеку и такому на редкость скромному» - вспоминала Евдокия Константиновна Дмитриева, урожденная Рукавишникова, племянница Павла Михайловича Третьякова.
Сегодня, 27 декабря (15 декабря по ст.ст.) – 190 лет со дня рождения этого великого человека, созидателя, которого любила и уважала вся Москва - почетного гражданина Москвы, знаменитого предпринимателя, мецената и благотворителя. Именно таким, предпринимателем и человеком, много сделавшим для России, и представил Павла Михайловича на своей картине современный художник Ливий Степанович Щипачев (известный также по роли Тимура в фильме «Тимур и его команда"). Портрет Павла Михайловича 1998 года очень символичен и является знаковым для нашего Музея. Художник изобразил Павла Михайловича на фоне труб – фабрики, основанной братьями Третьяковыми, которая работает в Костроме до сих пор, на фоне березок – символа России, и Павел Михайлович несет людям, как святой, картинную галерею.
Новая Костромская льняная мануфактура, учрежденная Павлом Михайловичем и Сергеем Михайловичем Третьяковыми, а также их деловым партнером Владимиром Дмитриевичем Коншиным и костромским предпринимателем Константином Яковлевичем Кашиным, была, как гласила реклама, «самой крупной фабрикой в России по обработке чистого льна». Ассортимент продукции был широчайшим - мануфактура выпускала пряжу, нитки, постельное и столовое белье, только одних скатертей насчитывалось около 60 видов! С 1882 года мануфактура получила право изображать государственный герб на вывесках, рекламе и этикетах. За качество продукции получила золотые медали на Стокгольмской выставке 1887 г., на Всероссийской выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде, а в 1900 году завоевала высшую награду – Grand Prix на Всемирной выставке в Париже. «Вообще он был душой всего дела. Он вел всю отчетность и расценки, доставал деньги в момент закупки льна», - писала Александра Павловна Боткина, дочь Павла Михайловича.
Братья Третьяковы владели недвижимостью в Москве и Костроме, по их инициативе и на их средства был проложен проезд между Никольской улицей и Театральным проездом, названный Третьяковским. Павел Михайлович был также одним из учредителей и помощником (заместителем) Председателя Совета директоров первого коммерческого банка в Москве – Московского купеческого.
«Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях, мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь», - писал Павел Михайлович своей дочери Александре.
И этому принципу он следовал всю свою жизнь – в его записях расходов была расходная статья «благотворительность» или «пожертвование». Чаще всего это были пожертвования студентам или на учебные заведения, Павел Михайлович оказывал помощь экспедиции Миклухо-Маклая, помогал в затруднительных случаях художникам.
Но львиная доля пожертвований и помощи, как отмечала его дочь А.П. Боткина, принадлежала Арнольдовскому училищу для глухонемых детей. Он участвовал в его создании, возглавлял Распорядительный комитет, который ведал всеми делами училища, жертвовал значительные суммы, часто бывал в училище и сам каждую весну проводил экзамены, оставляя всякую другую работу. «Вообще это училище было «свое». Многие из преподавателей были близки и бывали у нас. Группа девочек-сирот, которым летом некуда было уехать, приезжала гостить к Третьяковым на дачу в Тарасовке», - вспоминала А.П. Боткина. После смерти Павла Михайловича в 1998 году училищу присвоили его имя - оно стало называться Арнольдо-Третьяковским, здание его до настоящего времени сохранилось на Донской улице недалеко от нашего Музея.
На средства по духовному завещанию Павла Михайловича Третьякова были построены приют для вдов и сирот художников, мужская и женская богадельня. Здание приюта до сих пор сохранилось в Лаврушинском переулке, а в частично сохранившихся зданиях богадельни располагаются корпуса института хирургии имени А.В. Вишневского. Кроме того, Павел Михайлович завещал 400 тыс. руб. служащим фабрики и галереи.
Павел Михайлович в жизни был очень скромен и застенчив - друзья в молодости называли его «Архимандритом», не любил звания и почести. Любил самую простую здоровую кухню – его любимым блюдом «была гречневая каша в горшке, очень горячая, с очень холодным молоком», и еще вареники со сметаной. «Казалось, что он всю жизнь проходил в одном и том же пальто, в одной и той же фетровой шляпе с широкими полями», - вспоминала А.П. Боткина. Был невероятно работоспособен, день его был расписан по минутам. И как много он успел сделать!
В нашем Музее мы обязательно рассказываем о Павле Михайловиче Третьякове как о выдающемся предпринимателе, меценате и благотворителе.
С юбилеем, Павел Михайлович!