Румянцевский музей был создан на основе собрания графа Николая Петровича Румянцева (1754-1826), сына знаменитого полководца Петра Александровича Румянцева-Задунайского. Дипломат граф Н.П.Румянцев был по призванию историком - в собственном особняке на Английской набережной он разместил огромную коллекцию рукописей, книг, старинных монет, археологических и этнографических материалов. И пожелал передать собрание «на пользу Отечеству и на благое просвещение».

После смерти Н.П. Румянцева, его брат, Сергей Петрович обратился к императору Николаю I, и в 1828 году был учрежден Румянцевский музей. Через 30 лет музей было решено перевести в Москву. Инициатором перевода стал попечитель Московского учебного округа Николай Васильевич Исаков. Для размещения музея был предоставлен дом Пашкова на Моховой улице напротив Кремля. Румянцевский музей был объединен с созданным в это время в Москве Публичным музеем. Музей несколько раз менял свое официальное название, но у москвичей он всегда ассоциировался с именем создателя - они называли музей Румянцевским.

Александр II пожертвовал Румянцевскому музею книги, богатую коллекцию живописи - более двухсот полотен западноевропейских художников и гравюр из собрания Эрмитажа. Но самым крупным даром Императора была знаменитая картина художника А. А. Иванова "Явление Христа народу», специально приобретенная для Румянцевского музея у наследников художника за 15 тысяч рублей.
«Румянцевский музей создавался в Москве так, как создаются храмы Божии – без всяких средств, только жертвами милостивцев», - говорил Н.В. Исаков, ставший первым директором музея.
Фонд музея постоянно пополнялся за счет дарителей, среди которых были и члены императорской фамилии, и организации, и частные лица.

Большую роль в становлении Румянцевского музея сыграл знаменитый предприниматель, меценат и благотворитель Козьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901). Он пожертвовал средства на перевозку собрания музея в Москву, и в течение 40 лет ежегодно предоставлял музею 1000 рублей. В 1901 году после смерти К.Т. Солдатенкова музей получил по его завещанию огромную библиотеку – 8 тысяч томов, коллекцию русской живописи - 269 полотен, несколько скульптур, среди которых “Погорельцы” М.А. Чижова, “Христос” работы М. М. Антокольского, с тем, чтобы создать галерею имени К.Т. Солдатенкова.

Билет в музей стоил всего 10 копеек, а по воскресеньям вход был вообще бесплатным и посещать его могли все желающие. В музее было 8 отделений: печатных книг, рукописей и редких книг, изящных искусств и классических древностей, христианских древностей, нумизматическое, минералогическое, зоологическое, этнографическое.

В начале XX века в связи с ростом фондов музея и числа посетителей остро встал вопрос об увеличении площадей музея – планировали построить целый музейный комплекс на Моховой улице. Но успели построить только здание Временной картинной галереи – Ивановский зал в Староваганьковском переулке, где и расположилось собрание живописи, в том числе картинная галерея К.Т. Солдатенкова и знаменитая картина А.А. Иванова.
После революции Румянцевский музей был расформирован. Живописную коллекцию распределили между ГМИИ им. Пушкина и Третьяковской галереей, а все остальные коллекции разошлись по другим профильным музеям. На базе библиотеки Румянцевского музея была создана Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина (ныне – Российская государственная библиотека).
Фотографии А.В. Живаго из фонда ГМИИ им. А.С. Пушкина.