Особняк Сергея Ивановича Щукина
Большой Знаменский переулок, дом 8, корпус 1
История здания
Предприниматели
Дата основания
1752
«Только в Москве можно было встретить такие чудеса, такую тихую деревенскую усадьбу в самом центре огромного и шумного города», — вспоминал художник и историк искусства А. Н. Бенуа о посещении особняка Сергея Ивановича Щукина.
Особняк Сергея Ивановича Щукина в Большом Знаменском переулке имеет очень длинную историю. В его основе - палаты первой половины XVIII века князя Николая Шаховского. В 1776 г. они перешли его сестре Н.А. Пассек, а в конце XVIII в. владельцем дома стал богатый пензенский помещик, прадед Михаила Юрьевича Лермонтова и Петра Аркадьевича Столыпина - Алексей Емельянович Столыпин. Его дом был, как писал П.А. Вяземский, «сборным местом увеселений и драматических зрелищ», а труппа крепостных актеров славилась на всю Москву.
В 1805 году усадьбу приобрел князь Василий Алексеевич Хованский. За три года палаты были перестроены, главный фасад получил новое оформление в классическом стиле – появился фронтон, белокаменные наличники были срублены, фасад оштукатурен, на уровне второго этажа был устроен балкон. Хованский недолго владел усадьбой, и уже в 1808 году она была продана князю Ивану Николаевичу Трубецкому, чьи потомки владели ею вплоть до 1882 года. Дом пострадал во время пожара 1812 года, но был быстро «исправлен починкою». Фасад его приобрел лаконичный облик, характерный для позднего ампира. Тимпан фронтона был оформлен лепным декором с изображением герба князей Трубецких - позже, в середине XIX века, фасад дома был еще раз переделан, таким он и дошел до наших дней. Тогда же, по всей видимости, дом приобрел и свое изысканное внутреннее убранство – сводчатые парадные помещения второго этажа были оформлены росписями и пышной лепниной, один из залов украшен росписями с изображением герба князей Трубецких.
В 1882 году последней владелице, известной благотворительнице княгине Надежде Борисовне Трубецкой пришлось продать особняк, с условием, что ей пожизненно будет предоставлена квартира во флигеле, где она и прожила до самой смерти в 1909 году. Особняк был приобретен купцом Иваном Васильевичем Щукиным и подарен на свадьбу сыну Сергею. В конце ХIХ века Сергей Иванович Щукин увлекся собиранием картин и в особняке располагалась одна из лучших мировых коллекций французских импрессионистов и постимпрессионистов.
«В глубине обширного двора стоит красивый барский особняк, принадлежавший князьям Трубецким. Теперь им владеет фабрикант сукнами Сергей Иванович Щукин. Щукин — меценат. У него еженедельные концерты. В музыке он любит самое последнее слово. (Скрябин его любимый композитор.) В живописи то же. Но собирает он только французов… Самые последние модники висят у него в кабинете, но как только они начинают на французском рынке немного заменяться новыми именами, их тотчас передвигают дальше, в другие комнаты. Движение постоянное. Кто знает, какие имена висят у него в ванной?...» - вспоминала о посещении особняка супруга И. Е. Репина Наталья Нордман-Северова.
Особенно величественными были три парадных зала на втором этаже, расположенные анфиладой вдоль фасада дворца. В зале со светлыми серебристыми обоями висели полотна Клона Моне, Сислея и Писсарро. В«розовой» гостиной с расписным шатровым потолком с цветочными гирляндами, диковинными птицами, с отделанными лепниной стенами расположились яркие полотна Анри Матисса. А в столовой, которая замыкала анфиладу, на темных шелковых обоях поражал всех своей роскошью красок «иконостас» Гогена.
В 1909 году архитектор Лев Кекушев перестроил левый флигель, где была сделана квартира для старшего сына и выставочные залы для коллекции. Парадную лестницу С.И. Щукин оформил очень смелыми полотнами Анри Матисса «Танец» и «Музыка». Анри Матисс гостил у Сергея Ивановича в 1911 году.
18 ноября 1918 года вышел декрет о национализации галереи Сергея Ивановича Щукина, которая стала называться «Первый музей новой западной живописи» (Вторым музеем становится музей, созданный на основе коллекции Ивана Абрамовича Морозова). Сергей Иванович с семьей уезжает во Францию. В 1923 году два собрания, морозовское и щукинское, административно объединяются в Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ). В 1928 году картины из собрания С.И. Щукина переезжают в бывший особняк И.А. Морозова – на Пречистенку. В 1948 году ГМНЗИ был ликвидирован, а коллекция музея поделена между Москвой и Ленинградом - Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Государственным Эрмитажем. А здесь, в Большом Знаменском переулке, с 1928 года размещался Музей фарфора, затем– отделение Музея К. Маркса и Ф. Энгельса.
В 1941 году, с начала Великой отечественной войны, бывший особняк С.И. Щукина поступает в распоряжение Народного комиссариата обороны. В настоящее время особняк находится в ведении Министерства обороны РФ.
Особняк Сергея Ивановича Щукина в Большом Знаменском переулке имеет очень длинную историю. В его основе - палаты первой половины XVIII века князя Николая Шаховского. В 1776 г. они перешли его сестре Н.А. Пассек, а в конце XVIII в. владельцем дома стал богатый пензенский помещик, прадед Михаила Юрьевича Лермонтова и Петра Аркадьевича Столыпина - Алексей Емельянович Столыпин. Его дом был, как писал П.А. Вяземский, «сборным местом увеселений и драматических зрелищ», а труппа крепостных актеров славилась на всю Москву.
В 1805 году усадьбу приобрел князь Василий Алексеевич Хованский. За три года палаты были перестроены, главный фасад получил новое оформление в классическом стиле – появился фронтон, белокаменные наличники были срублены, фасад оштукатурен, на уровне второго этажа был устроен балкон. Хованский недолго владел усадьбой, и уже в 1808 году она была продана князю Ивану Николаевичу Трубецкому, чьи потомки владели ею вплоть до 1882 года. Дом пострадал во время пожара 1812 года, но был быстро «исправлен починкою». Фасад его приобрел лаконичный облик, характерный для позднего ампира. Тимпан фронтона был оформлен лепным декором с изображением герба князей Трубецких - позже, в середине XIX века, фасад дома был еще раз переделан, таким он и дошел до наших дней. Тогда же, по всей видимости, дом приобрел и свое изысканное внутреннее убранство – сводчатые парадные помещения второго этажа были оформлены росписями и пышной лепниной, один из залов украшен росписями с изображением герба князей Трубецких.
В 1882 году последней владелице, известной благотворительнице княгине Надежде Борисовне Трубецкой пришлось продать особняк, с условием, что ей пожизненно будет предоставлена квартира во флигеле, где она и прожила до самой смерти в 1909 году. Особняк был приобретен купцом Иваном Васильевичем Щукиным и подарен на свадьбу сыну Сергею. В конце ХIХ века Сергей Иванович Щукин увлекся собиранием картин и в особняке располагалась одна из лучших мировых коллекций французских импрессионистов и постимпрессионистов.
«В глубине обширного двора стоит красивый барский особняк, принадлежавший князьям Трубецким. Теперь им владеет фабрикант сукнами Сергей Иванович Щукин. Щукин — меценат. У него еженедельные концерты. В музыке он любит самое последнее слово. (Скрябин его любимый композитор.) В живописи то же. Но собирает он только французов… Самые последние модники висят у него в кабинете, но как только они начинают на французском рынке немного заменяться новыми именами, их тотчас передвигают дальше, в другие комнаты. Движение постоянное. Кто знает, какие имена висят у него в ванной?...» - вспоминала о посещении особняка супруга И. Е. Репина Наталья Нордман-Северова.
Особенно величественными были три парадных зала на втором этаже, расположенные анфиладой вдоль фасада дворца. В зале со светлыми серебристыми обоями висели полотна Клона Моне, Сислея и Писсарро. В«розовой» гостиной с расписным шатровым потолком с цветочными гирляндами, диковинными птицами, с отделанными лепниной стенами расположились яркие полотна Анри Матисса. А в столовой, которая замыкала анфиладу, на темных шелковых обоях поражал всех своей роскошью красок «иконостас» Гогена.
В 1909 году архитектор Лев Кекушев перестроил левый флигель, где была сделана квартира для старшего сына и выставочные залы для коллекции. Парадную лестницу С.И. Щукин оформил очень смелыми полотнами Анри Матисса «Танец» и «Музыка». Анри Матисс гостил у Сергея Ивановича в 1911 году.
18 ноября 1918 года вышел декрет о национализации галереи Сергея Ивановича Щукина, которая стала называться «Первый музей новой западной живописи» (Вторым музеем становится музей, созданный на основе коллекции Ивана Абрамовича Морозова). Сергей Иванович с семьей уезжает во Францию. В 1923 году два собрания, морозовское и щукинское, административно объединяются в Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ). В 1928 году картины из собрания С.И. Щукина переезжают в бывший особняк И.А. Морозова – на Пречистенку. В 1948 году ГМНЗИ был ликвидирован, а коллекция музея поделена между Москвой и Ленинградом - Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Государственным Эрмитажем. А здесь, в Большом Знаменском переулке, с 1928 года размещался Музей фарфора, затем– отделение Музея К. Маркса и Ф. Энгельса.
В 1941 году, с начала Великой отечественной войны, бывший особняк С.И. Щукина поступает в распоряжение Народного комиссариата обороны. В настоящее время особняк находится в ведении Министерства обороны РФ.
Автор видео
Резникова Наталья
Вингерт Александра
Ежова Анастасия
Котова Екатерина
Можалина Мария
Учебное заведение
РГУ имени А.Н. Косыгина
Куратор
Бегичева Ольга Львовна