Особняк Ивана Абрамовича Морозова
Улица Пречистенка, дом 21
История здания
Особняк Ивана Абрамовича Морозова на Пречистенке, где сейчас располагается Российская Академия Художеств - один из самых старинных на этой улице, и почти всю свою историю он был пристанищем ценителей красоты. ВXVIII веке он принадлежал семье тайного советника Федора Талызина и его наследников. В начале XIX века генерал-майор Алексей Алексеевич Тучков, значительно перестроив особняк, разместил в специальном зале с верхним светом свою картинную галерею. Особняк выжил в пожаре 1812 года, когда сгорели почти все дома на Пречистенке. Алексей Алексеевич был страстным картежником и в 1817 году, проигравшись, был вынужден расстаться с домом.
Купил его граф Сергей Павлович Потемкин, который был женат на княжне Елизавете Трубецкой – на свадьбе А.С. Пушкина она была посаженой матерью невесты. Известно, что Александр Сергеевичбывал в этом доме. С.П. Потемкин был московским чудаком и прославился приемами, обедами, праздниками, театральными постановками и экстравагантными поступками. Неудивительно, что в конце концов дом был продан за долги. В 1837 году его купил полковник И.Н. Макаров-Зубачев, женатый на богатой купеческой дочери Елизавете Алексеевне Мазуриной.
В истории особняка был и такой факт: во время коронации 1856 года его арендовали для посла английской королевы Виктории лорда Гревилла. В начале 1870-х годов особняк был немного расширен архитектором Кампиони, а его фасады украсились барочными наличниками,чугунным козырьком и балюстрадой на крыше в виде вазонов (архитектор А.С.Каминский).
В 1889 году особняк перешел в род купцов Морозовых. Его приобрел Давыд Абрамович Морозов, а в 1892 году уступил особняк племяннику, Ивану Абрамовичу Морозову, одному из владельцев знаменитой Тверской мануфактуры. Иван Абрамович собирал произведения русской и западноевропейской живописи. На первом этаже особняка располагались картины русских художников, а второй, парадный этаж,Иван Абрамович решил отдать под собрание западноевропейской живописи конца XIX- начала XX века.
В 1905 году для переустройства некоторых помещений был приглашен архитектор Лев Кекушев. В особняке появляется так называемая несгораемая комната: толстые каменные стены, бетонированный сводчатый потолок, два маленьких окна и двустворчатая дверь были устроены по системе несгораемых шкафов – с внутренними ставнями. В случае необходимости в этой комнате можно было спрятать всю коллекцию. Архитектор также удалил обильную лепнину анфиладных комнат, выходящих на Пречистенку, в прежнем виде осталась столовая, декорированная в готическом стиле.
Был заново отделан музыкальный салон - панно Мориса Дени на тему мифа о Психее, бронзовые декоративные скульптуры А. Майоля - «Памона», «Флора», «Весна» и «Лето», белоснежные расписные вазы и изысканная мебель впечатляли современников. А поднимаясь по парадной лестнице, можно было любоваться панно Пьера Боннара на темы времен года: «Ранней весной в деревне», «Осенью. Сбор фруктов» и триптихом «Средиземное море».
19 декабря 1918 года вышел указ о национализации коллекции Ивана Абрамовича Морозова. 11 апреля 1919 году морозовское собрание получает название «Второй музей новой западной живописи» (Первый музей новой западной живописи создается на основе коллекции Сергея Ивановича Щукина), а Иван Абрамович с семьей уезжает из России.
В 1923 году два собрания, морозовское и щукинское, административно объединяются в Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ). В 1928 году картины из собрания С.И. Щукина переезжают из его особняка на Знаменке – на Пречистенку. Картины русских художников, портреты И.А. Морозова и его жены поступают в Третьяковскую галерею, мебель из особняка распродается.
ГМНЗИ был ликвидирован в 1948 году, а коллекция музея поделена между Москвой и Ленинградом - Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Государственным Эрмитажем. С тех пор в здании усадьбы размещаются Президиум Российской академии художеств (РАХ), Институт теории и истории изобразительных искусств РАХ и выставочные залы РАХ.
Купил его граф Сергей Павлович Потемкин, который был женат на княжне Елизавете Трубецкой – на свадьбе А.С. Пушкина она была посаженой матерью невесты. Известно, что Александр Сергеевичбывал в этом доме. С.П. Потемкин был московским чудаком и прославился приемами, обедами, праздниками, театральными постановками и экстравагантными поступками. Неудивительно, что в конце концов дом был продан за долги. В 1837 году его купил полковник И.Н. Макаров-Зубачев, женатый на богатой купеческой дочери Елизавете Алексеевне Мазуриной.
В истории особняка был и такой факт: во время коронации 1856 года его арендовали для посла английской королевы Виктории лорда Гревилла. В начале 1870-х годов особняк был немного расширен архитектором Кампиони, а его фасады украсились барочными наличниками,чугунным козырьком и балюстрадой на крыше в виде вазонов (архитектор А.С.Каминский).
В 1889 году особняк перешел в род купцов Морозовых. Его приобрел Давыд Абрамович Морозов, а в 1892 году уступил особняк племяннику, Ивану Абрамовичу Морозову, одному из владельцев знаменитой Тверской мануфактуры. Иван Абрамович собирал произведения русской и западноевропейской живописи. На первом этаже особняка располагались картины русских художников, а второй, парадный этаж,Иван Абрамович решил отдать под собрание западноевропейской живописи конца XIX- начала XX века.
В 1905 году для переустройства некоторых помещений был приглашен архитектор Лев Кекушев. В особняке появляется так называемая несгораемая комната: толстые каменные стены, бетонированный сводчатый потолок, два маленьких окна и двустворчатая дверь были устроены по системе несгораемых шкафов – с внутренними ставнями. В случае необходимости в этой комнате можно было спрятать всю коллекцию. Архитектор также удалил обильную лепнину анфиладных комнат, выходящих на Пречистенку, в прежнем виде осталась столовая, декорированная в готическом стиле.
Был заново отделан музыкальный салон - панно Мориса Дени на тему мифа о Психее, бронзовые декоративные скульптуры А. Майоля - «Памона», «Флора», «Весна» и «Лето», белоснежные расписные вазы и изысканная мебель впечатляли современников. А поднимаясь по парадной лестнице, можно было любоваться панно Пьера Боннара на темы времен года: «Ранней весной в деревне», «Осенью. Сбор фруктов» и триптихом «Средиземное море».
19 декабря 1918 года вышел указ о национализации коллекции Ивана Абрамовича Морозова. 11 апреля 1919 году морозовское собрание получает название «Второй музей новой западной живописи» (Первый музей новой западной живописи создается на основе коллекции Сергея Ивановича Щукина), а Иван Абрамович с семьей уезжает из России.
В 1923 году два собрания, морозовское и щукинское, административно объединяются в Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ). В 1928 году картины из собрания С.И. Щукина переезжают из его особняка на Знаменке – на Пречистенку. Картины русских художников, портреты И.А. Морозова и его жены поступают в Третьяковскую галерею, мебель из особняка распродается.
ГМНЗИ был ликвидирован в 1948 году, а коллекция музея поделена между Москвой и Ленинградом - Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Государственным Эрмитажем. С тех пор в здании усадьбы размещаются Президиум Российской академии художеств (РАХ), Институт теории и истории изобразительных искусств РАХ и выставочные залы РАХ.