Городская усадьба Саввы Ивановича Мамонтова
Улица Садовая-Спасская, дом 6, строение 1
История здания
Предприниматели
Осенью 1865 года Савва Иванович Мамонтов получил от отца в подарок к свадьбе особняк на Садовой-Спасской улице. Усадьбу эту Иван Федорович Мамонтов, отец Саввы, купил еще в 1861 году для старшего сына Федора. Но тот не захотел жить отдельно от отца. Усадьба была куплена у наследников главного врача больницы Странноприимного дома графов Шереметевых Б.К. Мильгаузена. А тот в свое время купил ее у Николая Григорьевича Гирша. Домовладение состояло из жилого дома, стоявшего по Садовой-Спасской улице за широким палисадом, первый этаж которого был каменным, а второй, жилой - деревянным, и нескольких хозяйственных построек.
Сначала Савва Иванович просто отремонтировал старый дом и построил рядом новый одноэтажный жилой дом. Как писала Н.В. Поленова: «…дом Саввы Ивановича был как у всех – зала, гостиная, кабинет, спальня, столовая…». Но в 1869 году стало ясно, что старый дом для семьи уже мал - в семье появилось два сына. Соседний участок принадлежал тете Серафиме Гуляевой, и Савва прикупил у нее часть запущенного сада, чтобы увеличить свой участок. В 1872 году архитектор В.А. Гартман сделал трехэтажную каменную пристройку. Но планировка особняка особенно не изменилась. По трехмаршевой парадной лестнице поднимались в анфилады комнат.
В 1878 году со двора торцом к большому дому был пристроен каменный объем для двух больших залов. На первом этаже с выходом в сад была сделана новая столовая в 107 кв. м., а на втором - такой же по площади кабинет Саввы Ивановича. Потолок столовой и кабинета были отделаны мореным дубом. Дверные полотна украшены резьбой по рисункам друзей-художников. В столовой - большой каменный камин и картины Васнецова «Ковер Самолет» и «Битва русских со скифами». В кабинете Саввы Ивановича собирался знаменитый мамонтовский кружок, рисовали известные художники, репетировали и играли домашние спектакли, из которых потом выросла Частная опера. Здесь висели знаменитые полотна Врубеля, Серова, Коровина, Репина. Здесь впервые пел Ф.И. Шаляпин.
В 1892 году Савва решил к каретно-конюшенному корпусу пристроить мастерскую и квартиру для Михаила Врубеля. Рисунок фасада в «римско-византийском»стиле по легенде сделал сам художник. Внутри были майоликовые панно и камины. Формирование усадьбы при Мамонтовых было завершено в 1896 году. Тогда Савва Иванович пригласил знаменитого архитектора Л.Н. Кекушева перестроить каретно-конюшенный флигель под жилой и построить электростанцию. Эти постройки в стиле модерн удивительным образом вписались в усадьбу.
В 1899 году после ареста Саввы Ивановича дом на Садовой-Спасской, полный шедевров русского искусства, опечатали. «Толстый слой пыли на картинах, мебели, рояле, скульптуре, расколотые гипсовые слепки. Холод, смешанный с пронизывающей сыростью, прочно и нераздельно владел домом…», - писал корреспондент в очерке 1901 года. В 1903 году все имущество ушло с молотка. Часть вещей стараниями И.С.Остроухова и В.А.Серова попала в Третьяковскую галерею.
В 1904 году дом на Садовой-Спасской был куплен Ф.Н.Кудряшовым, а в 1911 году продан Марии Александровне Страховой. В 1912 году она перестраивает дом для своей мужской гимназии. От особняка осталась часть стен, а пристроенный объем 1878 года с кабинетом и столовой стал спортивным и актовым залами.
В советские годы в особняке разместился Полиграфический институт, который остается в здании и по нынешнее время.
Сначала Савва Иванович просто отремонтировал старый дом и построил рядом новый одноэтажный жилой дом. Как писала Н.В. Поленова: «…дом Саввы Ивановича был как у всех – зала, гостиная, кабинет, спальня, столовая…». Но в 1869 году стало ясно, что старый дом для семьи уже мал - в семье появилось два сына. Соседний участок принадлежал тете Серафиме Гуляевой, и Савва прикупил у нее часть запущенного сада, чтобы увеличить свой участок. В 1872 году архитектор В.А. Гартман сделал трехэтажную каменную пристройку. Но планировка особняка особенно не изменилась. По трехмаршевой парадной лестнице поднимались в анфилады комнат.
В 1878 году со двора торцом к большому дому был пристроен каменный объем для двух больших залов. На первом этаже с выходом в сад была сделана новая столовая в 107 кв. м., а на втором - такой же по площади кабинет Саввы Ивановича. Потолок столовой и кабинета были отделаны мореным дубом. Дверные полотна украшены резьбой по рисункам друзей-художников. В столовой - большой каменный камин и картины Васнецова «Ковер Самолет» и «Битва русских со скифами». В кабинете Саввы Ивановича собирался знаменитый мамонтовский кружок, рисовали известные художники, репетировали и играли домашние спектакли, из которых потом выросла Частная опера. Здесь висели знаменитые полотна Врубеля, Серова, Коровина, Репина. Здесь впервые пел Ф.И. Шаляпин.
В 1892 году Савва решил к каретно-конюшенному корпусу пристроить мастерскую и квартиру для Михаила Врубеля. Рисунок фасада в «римско-византийском»стиле по легенде сделал сам художник. Внутри были майоликовые панно и камины. Формирование усадьбы при Мамонтовых было завершено в 1896 году. Тогда Савва Иванович пригласил знаменитого архитектора Л.Н. Кекушева перестроить каретно-конюшенный флигель под жилой и построить электростанцию. Эти постройки в стиле модерн удивительным образом вписались в усадьбу.
В 1899 году после ареста Саввы Ивановича дом на Садовой-Спасской, полный шедевров русского искусства, опечатали. «Толстый слой пыли на картинах, мебели, рояле, скульптуре, расколотые гипсовые слепки. Холод, смешанный с пронизывающей сыростью, прочно и нераздельно владел домом…», - писал корреспондент в очерке 1901 года. В 1903 году все имущество ушло с молотка. Часть вещей стараниями И.С.Остроухова и В.А.Серова попала в Третьяковскую галерею.
В 1904 году дом на Садовой-Спасской был куплен Ф.Н.Кудряшовым, а в 1911 году продан Марии Александровне Страховой. В 1912 году она перестраивает дом для своей мужской гимназии. От особняка осталась часть стен, а пристроенный объем 1878 года с кабинетом и столовой стал спортивным и актовым залами.
В советские годы в особняке разместился Полиграфический институт, который остается в здании и по нынешнее время.