Календарь на 2022 год
Цель проекта
Возрождение и популяризация предпринимательского наследия.
05. Нижний Новгород

Смеловские заводы
124 года
Нижегородская область
Предприятие «Смеловские цепной и якорный заводы» было основано в 1898 году крестьянином Лукой Лукичом Зотовым.
Сегодня АО «Завод Красный якорь» — единственное в России и крупнейшее в Восточной Европе предприятие по производству якорных цепей и такелажа, цепей для горно-шахтного оборудования, грузовых цепей, строп и комплектующих.
Предприятие «Смеловские цепной и якорный заводы» было основано в 1898 году крестьянином Лукой Лукичом Зотовым.
Сегодня АО «Завод Красный якорь» — единственное в России и крупнейшее в Восточной Европе предприятие по производству якорных цепей и такелажа, цепей для горно-шахтного оборудования, грузовых цепей, строп и комплектующих.
Ключевые события в истории Смеловских заводов

Лука Лукич Зотов
Л.Л. Зотов родился в 1859 г. в деревне Заречье Костромской губернии, позднее переехал вместе с овдовевшей матерью в Нижний Новгород. Не имея средств на образование, обучался самостоятельно. В возрасте 30 лет, работая в торговой лавке, познакомился со своим будущим тестем А.А. Смеловым, владельцем небольшой компании по продаже мебели. Спустя год Александр Смелов скончался, а наследниками капитала стали дочь Пелагея и внуки Петр и Екатерина Рукавишниковы (их мать, сестра Пелагеи, к тому времени умерла). Мебельную торговлю продолжил Лука Лукич, но на фоне растущего судоходства, принял решение перейти на торговлю цепями, якорями и прочей оснасткой для волжских судов.
Подход к делу
По воспоминаниям дочери, Марии Лукиничны Зотовой, «отец вычитал где-то в журнале, что за границей существуют специальные станции, которые испытывают цепи на крепость. Будучи человеком умным, энергичным, склонным ко всему новому, он решил завести такую станцию». Лука Лукич занялся изучением цепного производства, объездил для этой цели всю Европу и привез в Россию испытательную станцию и четыре станка с электрической сваркой. Первая, прошедшая испытание, цепная продукция была откована в 1898 году. В том же году Л.Л. Зотов основал Акционерное общество Смеловских цепного и якорного завода и испытательной станции. В названии предприятия фигурировала фамилия Смелова. Лука Лукич таким образом воздал дань уважения и благодарности почившему родственнику.

Достижения
В 1904 году Зотов обеспечил аттестацию на заводе первой в России Международной испытательной станции, аккредитованной Ллойдом, Бюро Веритас и Правительством Российской империи (Министерством Торговли и Промышленности). Цепи завода получали клеймо качества и дали русскому флоту право заходить в иностранные порта. До этого русские цепи не испытывались и не клеймились, а отечественные верфи были вынуждены покупать якорные цепи в Европе, что было весьма дорого.
Завод имел торговые представительства в портовых городах, продукция поставлялась армии и флоту, речным и морским верфям и судовладельцам, а также железнодорожным, машиностроительным, нефтедобывающим, металлургическим, горным компаниям
Завод имел торговые представительства в портовых городах, продукция поставлялась армии и флоту, речным и морским верфям и судовладельцам, а также железнодорожным, машиностроительным, нефтедобывающим, металлургическим, горным компаниям

«Слово надо держать железно»
Л.Л. Зотов вкладывал прибыль в развитие производства: строились новые цеха, склады, подземное хранилищетоплива, завозилось новое импортное оборудование. Поэтому когда в 1907 г. замуж вышла одна из наследниц Смелова, Екатерина Рукавишникова, и ее новая семья потребовала выделить долю в наследстве, свободных наличных средств у Зотова не оказалось. На семейном совете решили продать завод. Луке Лукичу такое решение далось очень тяжело, но нарушить слово, данное тестю, он не смог. В 1910 г. предприятие продали англичанам. Положение дел на заводе их устраивало и они предложили Луке Лукичу работать наемным директором.

Советское время
В 1923 г. завод меняет свое название на «Красный Якорь» и признается властями «уникальным». В 1929 г. завод вернул советскому флоту отобранное после революции право заходить в иностранные порты. Российские якорные цепи вновь получили свидетельства о соответствии международным стандартам от «Бюро Веритас». В годы Великой Отечественной войны завод был единственным производителем цепей противоскольжения для полуторок, минометных вьюков для горной артиллерии, цепей и якорей для понтонных переправ. В 1957 г. цепями завода был оснащен первый в мире атомный ледокол «Ленин».

Новое время
Сегодня «Завод Красный Якорь» является единственным предприятием Восточной Европы, выпускающим цепи нескольких видов: якорные, горные, грузовые и тяговые. В 2007 г. завод первым освоил производство арктических цепей повышенной прочности. Такими цепями была оснащена первая морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная». Нижегородские цепи служат на кораблях ВМФ, новейшем теплоходе «Мустай Карим» и даже дальневосточных краболовах. На заводе существует архив, в котором хранятся документы, начиная с 1898 г. К 120-летию предприятия была выпущена книга «Завод Красный Якорь: 120 лет истории».