
Совместный проект ОПОРы России и нашего Музея.
К Дню российского предпринимательства мы подготовили несколько публикаций о дореволюционных предпринимателях.
Как выстроить имидж бренда и очередь из соискателей?
Еще недавно корпоративная социальная ответственность была прерогативой крупных корпораций. Сегодня ее элементы внедряет даже небольшой бизнес, а обоснованию эффективности КСО посвящены сотни исследований. Но ответственный бизнес – не примета нашего времени. Уже в XIX веке предприниматели знали, что грамотное социальное инвестирование – это дополнительный источник прибыли!
Александр Вениаминович Бари (1847-1913 гг.) был одаренным инженером и успешным предпринимателем, который «одновременно мог строить: мосты в Оренбурге, стальные баржи на Дунае и паровозные мастерские в Вологде». В его строительной конторе работал блестящий инженер В.Г. Шухов. Большинство сотрудников трудились у Бари более 10 лет, причем «самым добросовестным образом», на заводе никогда не было забастовок и стачек, а соискатели выстраивались в очереди. Что включала его программа заботы о персонале?
Бари как-то пошутил: «Я, видите ли, эгоист. Не могу спокойно есть, если знаю, что рабочие голодные или едят какую-нибудь гадость».
На котельном заводе Бари в Москве работала бесплатная столовая для 700 человек. Ежедневно каждый рабочий получал обед, состоящий из двух блюд: супа с мясом и каши с салом, дважды в день - чай и сахар.
А.В. Бари говорил о своих мотивах честно: «Их еда (9-10 копеек на человека) меня не разорит, а напротив, дает прибыль на количестве и качестве работ. Я экономизирую здоровье, время, расположение духа рабочих и тем выиграю только в барышах».
Все сотрудники предприятий Бари – вплоть до простой кухарки – участвовали в прибылях. Дважды в год выплачивалась премия за качество работы, выделялись авансы на строительство жилья, а благодаря корпоративной сберегательной кассе за время работы сотрудники скапливали тысячные капиталы.
Литература: В.И. Маслов. "Минувших дней людские судьбы"