О роли купеческих женщин.
"Второе скажу Вам, Петр Ильич, то, чего Вы, быть может, не предполагаете: ведь я не всегда была богата, большую часть своей жизни я была бедна, очень бедна, в особенности в один период моей жизни, о котором я Вам сейчас расскажу.
Мой муж был инженер путей сообщения и служил на казенной службе, которая доставляла ему тысячу пятьсот рублей в год - единственные, на которые мы должны были существовать с пятью детьми и семейством моего мужа на руках. Не роскошно, как Вы видите... При этом я была кормилицею, нянькою, учительницей и швеей для моих детей, а также камердинером, бухгалтером, секретарем и помощником своего мужа. Хозяйство было, конечно, также все на моих руках. Работы было много, но я не тяготилась ею. Но вот что давило меня невыносимо.
Я не знаю, Петр Ильич, знаете ли Вы, что такое казенная служба? Знаете ли, что при ней человек должен забыть, что у него есть разум, воля, человеческое достоинство, что он должен сделаться куклой, автоматом, - то вот этого-то положения моего мужа я не в состоянии была выносить и, наконец, стала просить, умолять его бросить службу, а на его замечание, что тогда нам нечего будет есть, я отвечала, что мы будем трудиться и не пропадем, но когда он, наконец, согласился исполнить мою неотступную просьбу и вышел в отставку, мы очутились в таком положении, что могли проживать только двадцать копеек в день на все. Тяжело было, но я ни одной минуты не жалела о том, что было сделано."
Из письма Надежды Филаретовны фон Мекк - Петру Ильичу Чайковскому. 29-30 ноября 1877 года.
Так начиналась деятельность Карла Федоровича фон Мекка, знаменитого строителя железных дорог. Надежда Филаретовна фон Мекк сыграла в этом большую роль.
Переписка Н.Ф. фон Мекк с П.И. Чайковским может рассказать о многом: о взглядах, мыслях корреспондентов, об их родных, о жизни, о Москве, о других городах, и об эпохе в целом.
А 1 апреля в 18:00 Денис фон Мекк, потомок Надежды Филаретовны и Карла Федоровича, в онлайне будет рассказывать об интересном проекте уже Николая Карловича фон Мекка - об "агрономическом поезде", "университете на колесах" начала XX века.